Психология и Психиатрия
Назад

Бесчеловечность

Время на чтение: 2 мин
0
4246

Бесчеловечность – это качество личности, проявляемое на поведенческом уровне такими особенностями, как практически полное отсутствие искреннего сострадания к окружающим живым существам, а также неспособность испытывать чувство вины, стыда или боли от самостоятельного причинения окружающим неприятных эмоций. Бесчеловечность людей не всегда является активным проявлением, когда человек намеренно не выявляет заботу и сочувствие к тем, кто этого заслуживает по меркам общества, но также такое состояние личности может быть вполне пассивно, когда отсутствует любой душевный дискомфорт и желание помочь тем, кто испытывает страдания в настоящий момент.

Что это такое

Само понятие бесчеловечности в своём синтаксическом представлении указывает на отрицание человеческой высокой или духовной природы проявления. При этом часто используются синонимы, такие как жестокость, циничность, беспринципность. Часто пытаются подменить равнодушие бесчеловечность и лицемерие, являющимися кардинально разными понятиями по своей внутренней природе. Лицемерие всегда преследует собственную выгоду, оно не может оставаться ни равнодушным, ни безучастным, а всегда судит и ищет, равнодушие же не вовлекается вообще ни во что. Бесчеловечность можно рассматривать как равнодушие именно к страданиям и негативным переживаниям других, но при сохранности чувствительности к собственным проблемам.

Примеры бесчеловечности всегда касаются нарушения каких-то важных мировых законов, например, о справедливости и уважении духовного начала. Верующие люди, занимающиеся духовными практиками или непосредственно связанные с работой с людьми, всегда высоко оценивают человеческую природу, придают ей наибольшую ценность и пытаются сохранить как в собственном проявлении, так в окружающих. Бесчеловечность же приводит к низшим уровням существования, где нет возможности развития как социального, взаимодействующего существа, но уже и не уровень животного, где развитие каких-то человеческих черт ещё не началось.

Говоря о бесчеловечности, всегда встаёт вопрос о потери человечности, являющейся базовой, врождённой чертой. Это своеобразный инстинкт, направленный на выживание не отдельной особи, а всего вида в целом, т.е. по своей значимости он стоит где-то рядом с потребностью в размножении.

Соответственно, чтобы у человека атрофировался настолько глубоко заложенный навык, чувство, черты личности – должны были произойти серьезные психотравмирующие события. Обычно это касается как раз событий, где с самим человеком обошлись бесчеловечно и никто из окружающих не пришёл на помощь. Тогда формируется восприятие мира таковым, где подобное поведение является нормой, а противоположное может привести к душевной боли.

Если попытаться разложить данное качество на составляющие, то окажется, что бесчеловечность рождается не только после перенесённых травм, но и вследствие определённого воспитания или созданных социальных условий.

Так первоистоком бесчеловечности является эгоизм, который обязательно необходим в определённых дозах для выживания индивида если не психологически-духовном, то хотя бы биологическом уровне.

Но чем больше инстинкт самосохранения отходит от своего первоначального назначения, превращаясь в упоительную заботу о себе и неуёмном перетаскивании одеяла, тем больше перестают волновать страдания других, являющиеся всё чаще обычным следствием такой сверх заботы о себе в ущерб других. Но невозможно полноценное развитие бесчеловечности, как личностной черты без высокой неуважительности, причём имеется ввиду не только ситуационное её проявление, а больше как общечеловеческая направленность, когда практически все окружающие люди презираются и ставятся ниже, чем сама личность. Пока эгоизм реализуется из принципа уважительного отношения к окружающим, он ещё остаётся приемлемым социумом, но при смене отношения к обществу, которое может либо поддержать, либо погубить человека, происходит внутренний перекос и чужие проблемы перестают волновать.

Проблема бесчеловечности

Проблема данного качества заключается не в его существовании, поскольку, как и любое негативное проявление человеческой природы даже тёмные стороны могут чему-то учить или оказываться полезными. Проблема бесчеловечности в том, что практически не имеет пределов и не контролируется ни самим человеком изнутри, личностными сверхконструкциями (эго, суперэго), но также не подвластна контролю и изменению с внешней стороны общества.

Например, жестокость и эгоизм, существующие также в животном мире, регулируются негласными правилами среди зверей и прописанными законами среди людей. Никто из хищников не будет нападать на себе подобного кроме ситуации отстаивания своей территории или другой угрозы, никто не будет убивать ради удовольствия или оставлять покалеченное животное ради забавы. Это совершенно не касается человеческой природы, где садизм возможен как вариант развлечения, а разврат и даже рабовладельческий строй становятся нормой социального устройства хоть и на краткий временной промежуток.

Люди, утратившие понимание общечеловеческой ценности жизни, природы, проявленности духовности не могут дальше объективно оценивать ни свои поступи, ни страдания других. Во многом этому способствует и современное искусство, преподносящее возможности человеческого тела и психики, как более устойчивые конструкции, чем оказывается на самом деле. Вырастает уже целое поколение, считающее, что после удара головой об асфальт человек легко может встать и побежать по своим делам, даже если по лицу стекает кровь. То же самое касается и психической реальности, где расставания и смерти близких, банкротства и переживания войны воспринимаются исключительно как временные трудности, а также возможности для развития уникального стартапа.

Бесчувственность, безжалостность, зарождающиеся в душах начинают приводить к тому, что бесчеловечность становится нормой не для очередного покалеченного духовно человека, но для всего человечества в целом. Это транслируется в законодательных актах и воспитательных словах родителей.

В дальнейшем бесчеловечность может развиться только в проявлениях жестокости, причём такой формы, что её невозможно будет побороть.

Те, кто вынужден убивать, чтобы остаться в живых отличаются от тех, кто убивает, ничего не испытывая внутри. В итоге обществом может быть потерян главный смысл существования человечества – выживания как вида, когда начнут попираться и эти основы. Бесчеловечность толкает на эксперименты на людях, она приводит к уничтожению целых народов и наций. Если не брать во внимание даже физическую угрозу самостоятельного уничтожения и полного исчезновения людей, благодаря распространению бесчеловечности, то происходит уничтожение историй и душ. Вычищение важных событий, отделение детей от матерей – довольно циничные формы бесчеловечности, приводящие к тому, что человек оказывается беззащитен, а также к тому, что защиты лишаются сразу несколько последующих поколений.

Все, что видится сделать возможным в данной ситуации это исключительно профилактика, поскольку как было оговорено в самом понятии, контролировать степень проявления бесчеловечности невозможно внешними запретами. Безучастие и равнодушие, душевная холодность – те категории, померить которые нельзя, а запретить конституционно тем более. Необходима реструктуризация воспитательной и учебной системы, где главный акцент, наконец, будет смещён с заталкивания в голову многих знаний на непосредственное взаимодействие между учащимися. Чем больше родители станут проводить времени со своими детьми и показывать, что окружающим бывает больно от их слов или поступков, напоминать, как самому ребёнку было неприятно, когда с ним поступали так, то будет больше развиваться навык эмпатийного общения.

Есть и эволюционная теория, говорящая, что на определённой точке равнодушия и самоуничтожения начнутся обратные психические изменения, направленные на сохранение вида и тогда всё больше будет рождаться сверхчувствительных людей. Это будет считаться новой эрой поддержки и гуманного отношения, которая наступит через кризис, о необходимости которого говорят многие учёные, поскольку человечество на данный момент находится в социальном тупике.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Автор:
Ведмеш Н.А.
Поделиться
Похожие записи
Оставить комментарий или задать вопрос:

! Большая просьба ко всем, кто задаёт вопросы: сначала прочитайте всю ветку комментариев, т.к., скорее всего, по вашей или схожей ситуации уже были вопросы и соответствующие ответы специалиста. Вопросы с большим количеством орфографических и прочих ошибок, без пробелов, знаков препинания и т. д. рассматриваться не будут! Если хотите чтобы вам ответили, пожалуйста потрудитесь писать грамотно.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.