Психология и Психиатрия
Назад

Сострадание

Время на чтение: 3 мин
0
23435

Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека.

Понимается данное проявление человеческой натуры обычно в одном направлении, а именно затрагивая чувственную и эмоциональную сферу. Все больше людей используют значение слова сострадание синонимично сочувствию, но разница заключается в том, что последнее как раз подразумевает чувственную сторону, тогда как сострадание всегда разделяет негативную участь. Это можно сравнить с совместным страданием, когда второй намеренно берёт на себя часть груза, чтобы облегчить участь своего близкого.

Что это такое

Понятие сострадания первоочередным образом проявляется исключительно на эмоциональном уровне, что в своём продолжении может трансформироваться в поступки. Сострадание всегда является сопутствующей чертой таких черт как доброта, отзывчивость, милосердие, которые представляют собой категории человеческого поведения, а не только красивых слов.

Сострадание подразумевает не только осознанное проникновение чужими проблемами, но и воздействие всего пространства на человека. Данная черта не развивается самостоятельно, её формирует окружающая действительность, но, тем не менее, есть определённые зачатки, позволяющие человеку меньше или больше откликаться на боль других. Высокий уровень эмпатии, сензитивности приводит к тому, что легко чувствуются чужие эмоции, но когда не только радость сам человек не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот негативный спектр, которым наполнены эмоциональные миры окружающих. При высокоразвитой чувствительности даже социальные сети и телевизионные программы могут оказывать на человека влияние.

Таким образом, проявление сострадания включает в себя не только жалость или сочувствие, но высокую долю эмпатии, позволяющую на внутреннем уровне, а не только при размышлении соприкоснуться с переживаниями человека. Несмотря на то, что многие конфессии преподносят эту черту как положительную с психологической точки зрения, такое поведение не всегда может приводить к благоприятным последствиям. Считая, что человеку всегда необходимо помогать в неприятностях, мы можем лишать его возможности развития собственных навыков выживания. Излишняя жалостливость заставляет людей отдавать всё свое имущество обычным манипулятором, оставаясь ни с чем или же с долгами. Чрезмерное сострадание, граничащее с наслаждением собственной святости от помощи нуждающимся, может приводить к формированию созависимых отношений, где один будет выполнять роль спасателя, а другой находиться в вечной позиции жертвы, страдания которой не заканчиваются.

Существует концепция распределяющая сострадание в ранг женских черт или как вариант, превалирующих в женском мире. Именно женщинам свойственно заботиться о больных, несмотря на то, что те сами угробили своё здоровье, они жалеют слабых, выполняя за них работу и совершают многие другие поступки, руководит которыми сострадание. В мужском аспекте поведения таких жертв будет меньше, маскулинный мир будет проявлять большую справедливость, чем сострадательность. Слабого будут заставлять преодолевать трудности, того, кто сам пустил свою жизнь под откос, не будут вытягивать, пока человек сам не захочет, а тех, кто сознательно, регулярно или преднамеренно губит свое здоровье, не будут откачивать при очередном приступе.

Сострадание никогда не является заменой любви, поскольку механизм побуждения к действию довольно различный. Если при любви действие возникает больше из личного желания, оценки ситуации, иногда в ущерб себе и своим интересам, то в случае с состраданием побуждающим фактором может быть общее развитие личности и социальных навыков, предполагающих возможность помощи.

Сострадание не всегда способно оценить истинную причину несчастья и то, какой именно поддержки не хватает, оно руководствуется чувственной сферой, минуя логику оказания помощи. Безусловно, в некоторых ситуациях это является необходимым и иногда оставляет последнюю соломинку человеку. Оно не решает проблему, но когда личность переживает крайние негативные эмоции это сравнимо с применением обезболивания в медицине – оно не лечит очаг, но помогает пережить кризис.

Сострадание не всегда даёт то, что страждущий просит, поскольку в истинной заботе это может быть лишним. Оно ориентировано на настоящую помощь, а значит, предоставляет то, что необходимо, а не то, что просит. Так наркоман может просить очередную дозу, но тот, кто истинно сострадает его состоянию, отправит его в ребцентр.

Истинное же сострадание доступно только сильным личностям способным духовно и на уровне характера к совершению необходимых поступков. Помощь оказывается не для того, чтобы убрать чужие страдания и получить за это благодарность, собственное спокойствие или другу выгоду, а прежде всего для самого страдающего, не преследуя корыстных целей. Некоторые авторы описывают сострадание как автоматическое решение, подсознательный выбор, когда помощь другим является первой реакцией. Это не обязательно действия и реальная помощь, меняющая ситуацию или процессы в мире, а вполне может ограничиться тёплым взглядом, подмигиванием, когда нет возможности подойти или нежное прикосновение, когда слова исчерпаны или неуместны. Важна поддержка и актуальность её формы, поэтому сострадание может проявляться в совершенно разнонаправленных форматах.

Действия, пусть душевные или физические являются неотъемлемой составляющей, там, где нет такой активности, можно говорить о смежных и похожих чувствах жалости, сочувствия. Это чувства, побуждающие сострадание, но само оно всегда является способностью, а значит, имеет деятельностную направленность. Кроме этого сострадание развивает собственную устойчивость человека к трудностям – так получается, что чем больше мы сопереживаем другим, выслушиваем их проблемы и ищем пути выхода и помощи, тем больше прокачиваем собственный навык преодоления трудностей. Возможно, это происходит, потому что многие ситуации решаются в чужой жизни, а это определённый багаж знаний, а может, потому что душа обретает важную уверенность в том, что всё можно преодолеть.

Проблема проявления сострадания

Сострадание к людям не всегда является исключительно положительно воспринимаемой категорией, именно поэтому важно разграничить аспекты, провоцирующие изменение точки зрения на необходимость данного качества. С одной стороны считается, что отсутствие сострадания положительно сказывается на личной жизни самого человека, ему становится спокойно, и он может заниматься только своими делами. Это очень удобно, когда чувствительность к чужим негативным эмоциям отсутствует – настроение зависит исключительно от собственных дел, необходимость тратить энергию (мысленную, душевную, временную или материальную) на нужды других отсутствует.

Тем, кто сострадает живущим в этом мире, также живётся тяжелее, на их плечи автоматически ложится ответственность за чужие судьбы, не потому что так велит долг, а потому что внутренняя природа не даёт возможности поступить иначе. Но проблематика остаётся в том, что там, где преследуется помощь другим и развитие социума вообще, человек теряет собственный покой и доход, но обретает некоторое успокоение души и совести. Поступая иначе без сострадания и разделения участи того, кто в беде, человек выигрывает индивидуально и на непродолжительный период. Даже если его не начинает мучить токсическое чувство вины и он не раскаивается в своём равнодушии, то приходит жизненная ситуация, когда он начинает нуждаться в сострадании, но не получает его.

В целом влияние отсутствия сострадания в перспективе может полностью уничтожить человечество или сильно снизить его уровень жизни. Это та способность, которая не имеет возможности развиться у каждого индивидуально или передаться по наследству, она развивается в процессе воспитания, а потом самовоспитания. Изначально необходимо формировать сострадание на уровне долга и обязанности и только потом, когда подключаются механизмы разума и души, возможно, его искреннее проявление. Но точно также возможен обратный эффект, когда находясь среди чёрствых и нечувствительных людей, человек обрастает эмоциональной коркой и больше не испытывает стремления помогать.

Те же, кто воспитал в себе данную черту на высоком уровне развития, получают вместе с душевным успокоением от того, что помогли, высокую тревожность за тех, кому плохо. Это та черта, которая требует действий, а не рассуждений, она способна истощить человека, если не продиктована внутренними силами и духовностью, но она же способна давать силы для продолжения собственной жизни и веры в людей.

Примеры сострадания в литературных произведениях

Как и любое проявление неоднозначных качеств человеческой личности, сострадание имеет множество примеров не только в реальной жизни, реагировать на которые человек может выборочно или вообще игнорировать, но также и в произведениях. В романе «Война и мир» сострадание проявляется в поступке, связанным с жертвой собственным благополучием и имуществом, когда Наташа Ростова позволяет выкинуть свое приданое, а также другое имущество ради того, чтобы освободившееся место заняли раненые. Им не высказывали пустых сочувствий и не предлагали держаться, а предоставили реальную помощь, необходимую в той ситуации, разделив, пусть и материальным лишением боль других людей.

Способность навестить больных, когда нет такого желания и это время можно проводить для собственной пользы или увеселения также рассмотрена в литературе, а именно когда в повести «Отцы и дети» Анна навещает умирающего Базарова. Способность присутствовать при умирании другого считается одним из сильнейших испытаний для сострадания, поскольку смерть всегда пугает своим присутствием, наталкивает на мысли о собственной, а другим ощущается как наибольшая потеря. В романе «Мастер и Маргарита» Маргарита жертвует собственным счастьем и возможностью вернуть возлюбленного, чтобы прекратить страдания Фриды и навсегда избавить её от мучений.

Жертвование собственной жизнью ради свободы другого описано в поступке крепостного в «Капитанской дочке». Часты примеры жертвования своей жизнью ради любимого, когда ситуация иначе не может разрешиться. Но также описаны примеры сострадания не только к людям, но и животным, когда была спасена Каштанка или когда боль от необходимости утопить Муму не давала покоя душе человека. Последнее о том, как бывает тяжело переносить свою неспособность соотнести свои действия и идти против собственного сострадания, где и проявляется дуальность данного качества в глобальном понимании понятия.

Все эти примеры показывают, что в итоге отказываясь от собственного и выбирая помощь окружающим, люди получают значительно больше, чем то, что отдают. А также то, что теряют покой, отворачиваясь от проблем других людей. Множество примеров сострадания от лица автора встречается, когда описывая переживания героя, говорят о своих чувствах жалости, сожаления, сочувствия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Автор:
Ведмеш Н.А.
Поделиться
Похожие записи
Оставить комментарий или задать вопрос:

! Большая просьба ко всем, кто задаёт вопросы: сначала прочитайте всю ветку комментариев, т.к., скорее всего, по вашей или схожей ситуации уже были вопросы и соответствующие ответы специалиста. Вопросы с большим количеством орфографических и прочих ошибок, без пробелов, знаков препинания и т. д. рассматриваться не будут! Если хотите чтобы вам ответили, пожалуйста потрудитесь писать грамотно.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.