Психология и Психиатрия
Назад

Как перестать быть жертвой?

Время на чтение: 1 минута
0
138

Однажды в Америке два школьника зашли в свой класс и расстреляли 13 одноклассников. На основании этой жуткой истории создан фильм «Класс» (Эстония, 2007 год), рекомендованный к просмотру только людям с устойчивой психикой. Но, если нормальные люди не всегда даже смотреть на изложенный кошмар не захотят, то сами участники событий или их свидетели (и невинные убитые), видимо считали нормой то, что происходит, либо предпочитали политику невмешательства. Что уже говорит о нездоровости всего коллектива, собравшегося в этой группе.

К сожалению, шанс на работу над ошибками и исправление остался не у всех.

Почему произошла эта страшная история? Кто был её участниками? И какие непоправимые ошибки привели к трагичному исходу? Всё это в данной статье о том, как перестать быть жертвой.

Как ни странно, изначально в этой истории жертвой был сам убийца. Агрессорами являлись его одноклассники, которые систематично унижали главного виновника событий. Причём, как показала практика, нет предела зашкаливающему безумию и агрессии нездорового человека (я не считаю агрессоров психологически здоровыми людьми, у которых внутри полная гармония и согласие с миром). На самом деле то, что делали с жертвой главные унижатели, нормальная человеческая психика не может перенести.

Но тогда рождается вопрос. Почему та самая нормальная психика не толкает человека на защиту собственного пространства? Почему единственным выходом для героя явилось самоубийство и выход ответной агрессии в сторону всех, кто попался «под руку» (был в пределах доступа в момент расстрела). Ведь даже в фильме есть один показательный момент. Когда на защиту жертвы приходит другой одноклассник и теперь им вдвоём приходится отбиваться от нападающих. Правда, сама жертва не отбивается, а даже как будто подстраивается под карателей. А вот его напарник хватает всё, что попадается под руку (например, стул) и выкладывает все силы на то, чтобы сохранить свою честь и достоинство. В его поведении отражается готовность на всё, злость, бесстрашие, воля и другие качества, которые делают нападение не интересным и даже опасным. И вот в этом эпизоде агрессоры проигрывают бой. Но они его проигрывают не тому, чья задача была перестать быть жертвой, а тому, кто и не был жертвой, а явился всего лишь борцом за справедливость (за неё и пострадавшим). Кстати, именно защитник униженного вызывает наибольшее уважение. Остальные участники событий не вызывают никаких эмоций, кроме отвращения. К «невинной» жертве это относится тоже.

Так что же делает жертву жертвой?

На какие качества в жертве агрессоры летят как мухи на мёд?

Во-первых, всякая жертва неизменно обладает трусостью. А, как известно, на труса нападать не страшно, - ведь он не ответит.

Жертва почему-то не считает важным своё пространство – не защищает его, не отстаивает свою точку зрения (а, возможно, даже не знает о её наличии). И даже, как будто ценит окружающее общество больше чем самого себя. Возможно, обладает чрезмерной зависимостью от общества. И все время хочет получить хорошее отношение этого общества. А на кулаках кажется, что хорошего отношения не добиваются, а вызывают ответную злость и обиду. Но, кстати, практика показывает ровно обратное. Для, униженного это почти непостижимо.

В некоторых случаях считается, что жертва получает выгоду от своей безвольной позиции и поэтому не меняет своё поведение.

Психологи утверждают, что так жертве можно манипулировать и снимать с себя ответственность за всё, что происходит в жизни. В свою очередь, автор серии книг «Люди из шкафа», в которой герои наряду с избавлением от зависимости от общества, избавляются ещё и от модели поведения жертвы, считает, что поведение жертвы обусловлено не столько выгодами, сколько уязвленными чувствами, не дающими двинуться дальше своей боли. В книге автор описывает состояние жертвы.

Подавленность, страх унижения, обида, униженность, слабость, презрение (к себе), чувство несправедливости и ещё огромный спектр непереносимых чувств. Они настолько неприятные, что жертва в своём поведении всеми силами старается их избежать. И поэтому, жертва всегда находится в уязвлённой позиции: боится обвинений, боится ошибиться и быть неправой, боится агрессии и отвержения, боится унижения, боится принять вину (и испытывает всегда чувство вины за своё поведение), боится «потерять свое лицо и так далее. Таким образом, главным чувством, на котором зиждется слабая позиция героя – это, как было написано и ранее, – страх.

Ну и главный вопрос этой статьи – что же со всем этим набором делать? Или, иначе говоря:

Как перестать быть жертвой?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит заглянуть в природу человека, который в отношениях занимает позицию жертвы. Эту природу исследовал вышеупомянутый автор в своих трудах (в книгах и на сайте с таким же названием). Он пришел к выводу, что модель поведения жертвы является значимой частью одной большой беды, которая называется зависимость от общества. И тогда становится понятным весь спектр чувств жертвы, призванный подстраиваться под общество, лебезить, искать компромиссы, быть хорошим, никого не обижать и не делать досадных ошибок, из-за которых общество отвергнет его. И всё это и многое другое ради того, чтобы не испортить такие важные для себя отношения, в которых самым главным (в своём восприятии) являешься вовсе не ты. И вот тут сразу выявляется первая неправильная установка жертвы, в которой «Главный не я», а главный – любой другой человек, отношение которого слишком важно для меня.

И как это водится в человеческом обществе, каждый участник событий улавливает настроения оппонента и занимает соответствующую позицию в социальной иерархии. Так на каждую жертву находится свой (вышестоящий по статусу, который определил сам унижаемый) агрессор.

Исходя из понимания природы чувств жертвы, мы теперь будем учитывать, что сие обусловлено одной большой проблемой, которая, как уже было сказано, называется зависимостью от общества. Таким образом, избавление от моделей поведения жертвы имеет смысл теперь рассматривать в контексте работы над собой, направленной на избавление от зависимости от общества.

И тогда объединятся в одну понятную и слаженную схему весь комплекс работы над собой, в котором заключается:

– обретение уверенности в себе;

– доверие своим чувствам;

– ценностное отношение к себе (другие люди не должны быть «главнее);

– отделение от людей (ценность отношений теперь не должна быть важнее собственных интересов. Одиночество теперь не трагедия);

– умение отстоять свою позицию, но отсутствие потребности утвердиться в этом.

И другие аспекты, описанные в серии «Люди из шкафа». Однако перечисленный спектр не решает проблему жертвы в корне, а только лишь «подводит» к преодолению, дает ресурсы и делает избавление достижимым.

В той же книге, в самой последней ее части (а именно в ней преодоление становится возможным), автор приводит конкретные шаги по преодолению модели поведения жертвы. Теперь он уточняет: речь идет о зависимости от точки зрения других людей. Иными словами, зависимость от позиции других по отношению к тебе (то самое позиционирование «он главнее»). – Почему ты сам не доверяешь своей позиции? Почему сразу ее сдаешь и всегда проигрываешь?

«Ты ищешь понимания у других людей», – спрашиваешь их о чём-то. А должно быть все равно. Всё равно до их взгляда, отношения, прощения, и даже на их страдания, в конце концов! Потому что это странно – беречь чувства агрессоров за счет унижения чувств своих! Может пора уже не думать, как избежать внешней обиды? А именно наплевать на чувства обидчиков – так же как они наплевали на чувства твои? Может пора стать жестоким к тому обществу, в котором ты оказался, даже если это претит твоему пониманию добра (что, кстати, хорошо, но иногда нормально быть и злым).

Пора перестать бояться людей агрессоров. Только тогда ты перестанешь быть жертвой. А для этого, конечно придётся «проехаться катком» и по своему страху! Перестать его бояться!

Если бы главный герой истории, рассказанной в фильме «Класс» преодолел свой страх общества, и по примеру его защитника, схватил стул, и сделал его самым опасным клинком в борьбе за собственную честь и достоинство… Если бы он не прогибался, а дрался как самурай, готовый на смерть, но не на бесчестие, то никто бы с ним связываться не стал!!! - Потому, что все агрессоры берегут свои шкурки! (Как показывает практика, сами являются трусами). Что бы этот герой в такой борьбе потерял, если в итоге ему все равно пришлось лишить себя жизни (потому что он не смог больше жить со своим унижением)?

Автор: Наталья Москалева

Автор:
Ведмеш Н.А.
Поделиться
Похожие записи
Оставить комментарий или задать вопрос:

! Большая просьба ко всем, кто задаёт вопросы: сначала прочитайте всю ветку комментариев, т.к., скорее всего, по вашей или схожей ситуации уже были вопросы и соответствующие ответы специалиста. Вопросы с большим количеством орфографических и прочих ошибок, без пробелов, знаков препинания и т. д. рассматриваться не будут! Если хотите чтобы вам ответили, пожалуйста потрудитесь писать грамотно.

Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.