Этапы преодоления проблемы посредством медитации Дзэн-Буддизма

Мы продолжаем цикл статей, посвященных книгам «Люди из шкафа» (автор Наталья Москалева). Серия состоит из семи частей. В интернете уже издана первая часть. Одно из ключевых переживаний, которое рассматриваются в книгах, это подавляющее чувство «неуспешности». Автор преодолевает даже самую «страшную» боль посредством медитации…

В известном произведении все проблемы рассматриваются как следствие неких болезненных чувств, которые управляют нашими реакциями. Когда речь идет об очень большом переживании на уровне «жизни и смерти», можно предположить, что и чувства за ним стоят очень сильные.

Возможно ли управлять сильными эмоциями, вызывающими реакцию, которая иногда даже противоречит пониманию ума? Возможно. Разумеется, это очень не просто. Однако, пусть читатель не пугается. На пути к собственным изменениям мы преодолеваем только то, что готовы преодолеть. Функцию оберегания сознания от информации, к которой мы не готовы берет на себя бессознательное. Именно оно держит в себе все «запретные» тайны, способные навредить нашей психике.

Однако, чтобы преодолеть проблему в корне, придется дойти до самого ее дна, того, что скрыто за семью печатями. Путь, разумеется, предстоит неблизкий. Но, если читатель поставил перед собой цель, если он устал всю жизнь подчиняться тому, что портит его жизнь и готов идти вперед (а что же делать еще?), то у него есть все шансы на преодоление. Тем более, что какая разница, что делать, если все равно жить. Зато есть разница в том, как жить… Продолжать мучиться от неуправляемых (пока) очень сильных чувств или встать на путь преодоления?

Как мы знаем, для того чтобы преодолеть любое внутреннее переживание, необходимо сначала его вытащить из бессознательного, а потом оно отправится в сознание. И только после очередного озарения: «Боже мой, что же я делал!» герой способен уже сознательно изменить свое поведение. Этот механизм придумал не обладатель – такова наша природа.

Наше сознание способно «переварить» только то, к чему оно готово. Практика Дзэн-Буддизма дает возможность как бы шагнуть вперед, еще до того, как сознание понимает, что происходит. И также здесь не стоит пугаться. Больше одного (безопасного) шага сделать не даст наша встроенная система безопасности – психика, преграждающая путь из бессознательного.

Через медитацию Дзэн-Буддизма мы постоянно видим и чувствуем то, что не понимаем (потому как «понимание» – это функция ума, но именно его мы и отключаем!). Таким образом, вместе с якобы осознанием происходящего отключается близкое восприятие чувств. Этот механизм образует как бы «подушку безопасности» в тех случаях, в которых кажется невозможным прожить то, что по силе воздействия можно сравнить с действительной опасностью для жизни человека. И хотя это может показаться «бредом» (мы размышляем сейчас умом), а подсознательные реакции, вызывающие порой учащенное сердцебиение, задержку дыхания и другие панические состояния, действительно создают ощущение опасности для жизни. И никакое понимание абсурда происходящего не способно в таких случаях хоть как-нибудь исправить ситуацию.

Спектр воздействия медитации Дзэн-Буддизма, разумеется, не ограничивается возможностью решения именно сложных переживаний. Здесь логичнее предположить о некоей неограниченности воздействия практики НЕдумания, посредством которой можно преодолеть любую проблему – от простой до сложной.

Каким образом можно достичь состояния Недумания? Об этом достаточно много материала написано известными авторами. Дает убедительные способы, например, А.Свияш в книге: «Как быть, когда все не так как хочется», и в более глубокой форме В. Жикаренцев в книге: «Медитация энд Концентрация».

Люди часто задают вопрос о некоей схожести медитации Недумания от абстрагирования от ситуации. Действительно данные состояния можно перепутать: и в том и в другом человек не думает о своей проблеме. Но есть одно очень существенное отличие. В первом случае человек имеет силы не думать, но при этом прекрасно видит свою проблему, осознает ее наличие и очень сильное влияние на его жизнь. Во втором случае человек не думает, потому что делает вид, что проблемы нет. Это можно назвать жизнью с закрытыми глазами. В Дзэн-Буддизме мы принципиально живем с открытыми глазами. Дзэн ничего не отрицает! Вернее даже будет сказать: Дзэн со всем соглашается.

В заключение статьи, как и обещалось, этапы преодоления проблемы посредством медитации:

1. Осознай: тобой движет некое оно. Оно имеет причину, желание, цель. Известное влияние на тебя обосновано простыми человеческими потребностями, которые когда-то не были в тебе удовлетворены или востребованы.

2. Позволь своему чувству быть. Тебе необходимо его принять. Осознай, что это, во-первых, важная часть тебя, во-  вторых, проявление естественных потребностей, в-третьих, попытка сделать тебя счастливым. А боль – признак того, что чувство не востребовано.

Позволь чувству течь. Достигни состояния гармонии рядом с ним. Для этого нужно расслабиться. Как правило, сразу расслабиться не получается и это нормально! Не надо сдаваться на первой неудаче. Ты же не бросил школу, когда первый раз получил тройку или двойку? Когда на тебя действуют очень сильные внутренние переживания, успокоиться сразу и полностью не может получиться. Но это достижимо в постепенной терпеливой работе над собой. Выгоняй все мысли о своем переживании и однажды они уйдут.

3. Далее теперь с этим чувством предстоит спокойно жить. Не пытайся от него прятаться – все равно догонит. Не снижай действие боли. Не абстрагируйся – это и есть, по сути, прятаться. Очень важно здесь понимать: ни в коем случае, и ни в каком виде не уделяй внимание своему чувству! Любое внимание питает его!

Разделяй. Вот – я. Вот – чувство. Сделай его параллельным. Чувство не должно пожирать изнутри, но оно живет, болит, просит. А ты все это, разумеется, видишь, но имеешь силы жить своей жизнью, не управляемой этой болью. Ты как бы живешь через боль.

Здесь срабатывает очень интересный механизм. Степень болевого воздействия на обладателя от чувства снижается по мере снижения степени восприятия этого чувства. Чем менее ты восприимчив к боли, тем быстрее ты от этой боли избавишься.

Можно привести простую аналогию. Что ты делаешь в случаях, когда, например, порезал палец и он болит, но нужно, допустим, писать этой рукой? Ты берешь и пишешь, постепенно забывая о своей боли и, таким образом, освобождаясь от нее.

Все тоже самое происходит и с другими чувствами, которые так же болят, но только в душе.

4. Тебе необходимо НАБЛЮДАТЬ за своим чувством, реакциями на него и всем тем, что происходит в это время во внутреннем мире. Наблюдение – это неотъемлемая часть любой медитации.

Признак правильного наблюдательного состояния: ты осознаешь свои реакции, но при этом способен заснуть, когда ложишься спать. Ты видишь все переживания как бы со стороны. Вся картина, весь спектр представлен без тени и тумана. Все прозрачно.

Но сам находишься как бы вне событий. Ты – независимый, объективный свидетель.

Отключи мысли. Они мешают. Нужны чувства – их игра, поведение, трансформации. Ты смотришь фильм из чувств…

Продолжение читайте далее — Что дает Дзэн-Буддизм

Следующая и последняя статья, посвященная Дзэн-Буддизму расскажет о результатах, которые удалось достичь автору (и о которых изложено в готовых частях книги «Люди из шкафа»). Было бы неправильным излагать теорию без подтверждения ее на практике. Поэтому автор решил уделить этому отдельную статью.

Просмотров: 677

Оставить комментарий или задать вопрос специалисту

Большая просьба ко всем, кто задает вопросы: сначала прочитайте всю ветку комментариев, т. к., скорее всего, по вашей или схожей ситуации уже были вопросы и соответствующие ответы специалиста. Вопросы с большим количеством орфографических и прочих ошибок, без пробелов, знаков препинания и т. д. рассматриваться не будут! Если хотите, чтобы вам ответили, потрудитесь писать грамотно.